КРИЗИС, КАК ШАНС ДЛЯ РОСТА: ЧТО ДЕЛАТЬ?

Бизнес в эпоху пандемии

Тема, актуальная для всех сфер и уровней предпринимательства.

С одной стороны, любой кризис меняет расклад сил на рынках и даёт кому-то шанс для стремительного роста.

С другой — мало кто готов думать о захватах новых рынков, когда главная задача — не потерять то, что уже работает.

Своим мнением по этому поводу делится Валерий Трухманов, руководитель Digital-агентства «Insight».

Давайте смотреть правде в глаза: кризисы были разные — и личные, и государственные.

Но, если мы пережили «лихие 90-е», чего нам бояться?

Только лишь одного — потерять дело, в которое вложена душа и средства.

Все стремятся сохранить, а в идеале ещё и развить свой бизнес. И здесь я вижу очень позитивный тренд: компании массово пошли в онлайн. Кто-то по наитию, кто-то профессионально, а кто-то зажмурив глаза. И все сделали верно: нужно действовать, меняться, трансформироваться, учитывать результат молниеносно и действовать снова.

Но, главный вопрос всех ступивших на путь онлайн-развития впервые — а что делать?

И вот ответ — рекламироваться.

Пандемия потрясла весь мир. Россию начинает потрясывать ещё и от упавшего курса рубля. Даже крупные мировые игроки терпят убытки. Государственные меры, возможно, окажутся предпринимателям на руку — будем надеяться. Но факт, что в целом бизнесу придётся вытаскивать себя из этой трясины за волосы самостоятельно.

Нынешняя ситуация (воздержусь от громкого слова «кризис», хотя все симптомы налицо) уникальна тем, что не позволяет выйти на улицу и сильно влияет на экономическую составляющую. Мир точно с таким ещё не сталкивался. Реакция бизнеса предполагаема и оправдана: сокращение зарплат, оптимизация всех процессов, урезание расходов.

И именно в этот момент важно принять, что рекламный бюджет сокращать нельзя. Иначе есть прямой риск вообще исчезнуть с рынка. Можно даже повышать расходы — но при тщательной оценке рисков.

Маркетинг в период пандемии — не самая очевидная стратегия. Но это не первый в истории кризис. Существуют исследования маркетинга во время экономических падений: от Великой депрессии до Чёрного понедельника и обвала 2008-го года.

Например, исследователи американской рецессии 1985 года подсчитали, что компании, нарастившие маркетинг-бюджет, выросли в продажах на 256% в сравнении с теми, кто стал экономить. Исследование Лондонской бизнес-школы показывает, что те, кто крупно увеличивают расходы на маркетинг в кризис, завоёвывают вдвое большую долю на рынке.

Важно думать на перспективу. Падение можно использовать для того, чтобы забрать долю у конкурентов, а после окончания кризиса, когда начнётся подъём — вырасти. Кризис имеет V-образную траекторию. Падение – за ним взлёт.И когда поставлена задача ужаться и не схлопнуться, в любом случае нужно мыслить на перспективу.

Что же конкретно делать?

Разработать индивидуальный подход и план действий. И, прежде чем начать, понять, что легко не будет. Реклама и маркетинг должны проводиться аккуратно. Обязательно должны быть обозначены и настроены цели, определены ROI. Ориентиры — максимальная оперативность и быстрое создание посылов, креативов, предложений. Ведь может измениться даже целевая аудитория.

Несколько коротких рекомендаций:

Шаг первый — успокоиться и трезво оценить ситуацию.

  • Максимально уйти в онлайн и на «удалёнку». Это даст возможности заново оценить необходимость аренды.
  • Если работает только оффлайн-бизнес — самое время перепрофилироваться (организовать доставку, онлайн-уроки, трансляции и так далее).

Шаг второй — определить цели и задачи на перспективу.

  • Разработать маркетинговую стратегию, но быть готовым всё быстро изменить.
  • Сделать ставку на самых лучших продавцов. С плохими — прощаться.
  • Наладить контакты с теми, кто может каким-либо образом привлечь клиентов: договориться о совместных действиях с бизнесом, который продает что-то схожее с тематикой вашего предложения или с банком, который может дать рассрочку на ваш товар или услугу.

Шаг третий — оценивать действия конкурентов.

  • Анализировать, что происходит в смежных нишах и в других регионах.

Шаг четвертый — создать антикризисное предложение.

  • Запустить рекламную кампанию с новым предложением с разными посылами. Оценивать результат ежедневно.
  • Масштабировать наиболее прибыльные и успешные варианты посылов и креативов.

Шаг пятый — развивать SMM — всё общение сейчас там.

  • Завести WhatsApp или Telegram-чаты, каналы. Максимально упростить общение с покупателем.
  • Важно — действовать нужно предельно оперативно. Чтобы это было возможно — доверьте решение задачи специалистам. Опытные маркетологи, аналитики, дизайнеры, SMM-менеджеры, таргетологи и копирайтеры снимут с вас ряд задач и помогут в удержании рынка и развитии бизнеса.